Спорт и физкультура в детском саду
В ДОО созданы условия для организации предметно-развивающей среды, способствующие воспитанию ценностного отношения к здоровью каждого субъекта образовательного процесса: спортивный зал, спортивная площадка. На территории образовательного учреждения для каждой возрастной группы имеются отдельные прогулочные участки, оборудованные разнообразными малыми формами для развития движений и организации детских игр. Для проведения закаливающих мероприятий после сна в группах в наличии имеется стандартное и нестандартное оборудование, помогающее педагогам решать задачи оздоровления дошкольников.
Штат специалистов, осуществляющих физкультурно-оздоровительную работу в ДОО полностью укомплектован. Физкультурно-оздоровительную работу осуществляли: медицинская сестра Черепнина Ю.С., инструктор по ФК Бачурина Т.А., воспитатели всех возрастных групп.
В физкультурном зале в наличии имеется разнообразное спортивное оборудование, способствующее обогащению двигательного опыта каждого ребенка, освоению детьми жизненно важных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья). Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах оборудованы спортивные уголки, соответствующие возрастным возможностям дошкольников. Но расположение мебели и игрового материала в группах лишь частично дает детям возможность удовлетворять двигательную активность.
Разнообразное физкультурное оборудование, используемое в процессе организации деятельности, способствует развитию интереса к физкультурным занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования педагоги выбирают такие методы, формы и средства, которые позволяют занятие по физической культуре сделать не только полезным, но и увлекательным, весёлым и объединяющим всех детей группы. Поэтому наряду с традиционным оборудованием, инструктор по ФК Бачурина Т.А. используют игровое оборудование «Чудо-парашют», фитбол-мячи, координационные лестницы, балансиры, способствующие поддержанию интереса у воспитанников на протяжении всего занятия, обогащению игрового опыта, развитию двигательной активности.
Максимальный объем учебной нагрузки воспитанников регламентирован требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи». Организация физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в соответствии с направлениями образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программ дошкольного образования.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО осуществляется через разные формы: ежедневный утренний прием на свежем воздухе; ежедневное проведение утренней гимнастики (в теплый период года – на свежем воздухе), гимнастика после сна, дыхательные упражнения, динамические паузы, физкультминутки, игры с движениями в свободной деятельности; занятия по физической культуре, закаливающие мероприятия согласно модели ООД; ежедневный режим прогулок; спортивные досуги и праздники; музыкально-ритмические движения; сбалансированное питание.
Система оздоровительных и профилактических мероприятий выстроена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников на основе результатов мониторинга состояния здоровья и ориентирована на включение спектра закаливающих, лечебно – профилактических, оздоровительных мероприятий.
Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает конкретные задачи и содержание образовательной деятельности для освоения детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основные подразделы:
- основная гимнастика;
- спортивные упражнения;
- подвижные игры;
- формирование основ здорового образа жизни;
- активный отдых.
От 1 года до 2 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком;
- создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
- поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
- привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх,
- побуждать к самостоятельным действиям;
- укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
От 2 лет до 3 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
- развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
- поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
- формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.
От 3 лет до 4 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в т.ч. музыкально-ритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре;
- развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал;
- формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность;
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, создавать условия для формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности;
- закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни.
От 4 лет до 5 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в т.ч. музыкально-ритмические упражнения), создавать условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр;
- формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве;
- воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в подвижных играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений;
- продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре и активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта;
- укреплять здоровье ребёнка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
- формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
От 5 лет до 6 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристские навыки;
- развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать
- самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;
- воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;
- продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов;
- укреплять здоровье ребёнка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
- расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.
От 6 лет до 7 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики, развивать умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки;
- развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность, творчество;
- поощрять соблюдение правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности при её организации, партнерское взаимодействие в команде;
- воспитывать патриотизм, нравственно-волевые качества и гражданскую идентичность в двигательной деятельности и различных формах активного отдыха;
- формировать осознанную потребность в двигательной деятельности, поддерживать интерес к физической культуре и спортивным достижениям России, расширять представления о разных видах спорта;
- сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и поддержку другим людям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
- воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека;
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
- воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств;
- приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
- формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
Задачи физического развития решаются:
- в режиме дня (физкульминутки во время занятий, гимнастика для глаз, основная гимнастика – основные движения, ОРУ, строевые упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры и игровые упражнения, формирование ЗОЖ – личная гигиена, КГН при приеме пищи, закаливание);
- на специально организованных занятиях (спортивные упражнения – катание на санках, коньках, ходьба на лыжах, катание на трехколесном и двухколесном велосипедах, самокате, плавание; спортивные игры – городки, элементы баскетбола, элементы футбола, элементы хоккея (без коньков – на снегу, на траве), бадминтон, элементы настольного тенниса);
- в форме активного отдыха: физкультурные досуги (подвижные игры и игровые упражнения, игры-забавы, аттракционы, хороводы, игры с пением, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, музыкально-ритмические и танцевальные упражнения, творческие задания, импровизация); физкультурные праздники (спортивные, в том числе сезонные, гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, элементы соревнования с включением игр-эстафет, спортивных игр, на базе ранее освоенных физических упражнений); Дни здоровья (подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный досуг, спортивные упражнения, прогулка-экскурсия за пределы участка ДОО, физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе физкультурные досуги, туристические прогулки и экскурсии).
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга