Донце
Донце — нижняя горизонтальная часть прялки (простейшее приспособление для ручного изготовления нитей из растительных или шерстяных волокон).
Донце представляло собой широкую доску, плавно суживающуюся к копылку или головке — подставке с отверстием, куда вставлялась верхняя, вертикальная часть прялки — гребень или лопасть (лопаска).
По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло (русская загадка).
Прялка — простейшее приспособление для ручного прядения (процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити).
В период своего широкого бытования (XVII — начало XX века) она состояла из лопасти на ножке и горизонтально расположенного донца.
В старину донца делались из комля дерева, и в качестве стойки служил срез корня — «копыл». Отсюда возвышение, наращенное на донце над отверстием, куда вставляется гребень, до сих пор носит название «копыл», «копылок» (в некоторых регионах имеет название «головка»).
Прялка могла быть составной, как в нашем случае, когда ножка прялки вставлялась в донце. Составные прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.
При работе за прялкой рукодельница садилась боком на донце, вставляла гребень в отверстие копылка и начинала прясть под тихое жужжание веретена.
По окончании работы гребень вынимался, а донце вешалось на стену в виде своеобразного панно — картины.
Прядильное донце — вещь обязательная для каждой рукодельницы от мала до велика. Производство его, как промысла, возникло во второй половине XVIII в. вместе с появившимся требованием на пеньку, пряжу, холст. Некоторые крестьянские семьи занимались изготовлением прялок, донцев на продажу. На ярмарках высоко ценились прялки, декорированные узорами — резными, расписными, с инкрустацией из чёрного морёного дуба.
В землях центральной России, в Поволжье сложилась такая конструкция прялок, в которой главной художественно украшенной частью являлось донце, в которое крепился гребень на ножке или лопаска, на которую насаживалась кудель.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом (русская поговорка).
Прядение — работа сезонная. Начиналась она по окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалась на масленицу. Пряли каждый вечер, за исключением канунов праздников, самих праздников, воскресений, а в некоторых местах и пятниц.
Обычно девушки собирались в один дом с прялками и веретёнами, пряли, пели песни. В качестве гостей сюда приходили парни из других деревень, знакомились с девушками, заводили игры и выбирали себе невест.
Женихи часто дарили прялки невестам, иногда подписывая от кого кому. Прялки искусно украшенные, с памятными надписями особенно берегли и передавали из поколения в поколение по женской линии.
Девка прядет, а бог ей нитку дает (русская пословица).
На Руси жизнь женщин с ранних лет была связана с прядением и его атрибутами.
Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину над прялкой или веретеном, а также прикладывали эти предметы к новорожденной. У младенца-девочки старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Пожелания стать хорошей пряхой произносились на родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала».
С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха». В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела.
Девушки занимались прядением с малых лет и к моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство, становясь искусными пряхами, что, по народным представлениям вело к счастливому замужеству.
Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства.