Рубаха


Женская рубаха могла состоять из верхней части – станушки от ворота до талии – и нижней, подставы. Для станушки использовали тонкий и легкий материал, для подставы – более грубый. Также носили цельные рубахи. Для таких брали три или четыре тканевых полотна, сшивали их между собой и оставляли отверстия под рукава и разрез спереди – пазуху.
Часто вверху делали плечевые вставки – полики. Рубахи с длинными рукавами и косыми поликами – один из самых древних видов и в Курске, и на Руси. Их рукава книзу сужались и закрывали кисть руки, а могли даже опускаться ниже колен. Потому что взять за открытые руки девушку на выданье было равносильно сватовству. В XX веке рукава чаще шили широкими, собранными вверху и внизу, обычно их украшали манжетами. Иногда сверху надевали накладные брыжи – полоски ткани, один край которых собран на тесьму, а другой свободен.
Выходную рубашку – подносок – украшали сложной вышивкой и кружевом. Плечевую часть дополняли аппликацией, узорными ткаными полосами, вставками кумача, тесьмой и шерстяной бахромой. Праздничная рубаха обычно имела отложной воротничок и прямые широкие рукава, также собранные внизу и у широкой горловины. Еще встречались большие прямые воротники, их называли козырь.
Будничные рубахи часто шили с маленькой стойкой или вообще без воротника. Их называли «голошейками», горловину обычно украшали вышивкой. В девичьих, свадебных, покосных и тех рубахах, где просматривался низ, богато декорировали подолы. Иногда полоса вышивки была шириной больше 30 сантиметров.
Традиционно рубахи в Курской области вышивали крестом, украшали тверской тамбурной вышивкой и украинской гладью с яркими цветочными орнаментами. В районах, примыкающих к Воронежским землям, известны орнаменты черного и серого цветов.