Сарафан


В Курском крае наиболее распространенным был косоклинный гофрированный сарафан черного цвета – саян. Он состоял из двух передних и одного заднего полотнищ, которые по бокам сшивали клиньями. Иногда сарафаны получались настолько широкими, что если девушка брала подол и поднимала руки, образовывались два круга из ткани.
На спине саяна закладывали складки: подол туго связывали, смачивали и клали под гнет. Шили такой сарафан из особой шерстяной ткани – прочной, жесткой, скрепуче-шелковистой. Она хорошо держала форму и отлично подходила для гофрировки.
Полотнище юбки пришивали к широкому поясу. Также к нему крепили лямки, которые сходились вместе на середине спины. Пояс и лямки украшали позументом, зеленым или малиновым бархатом и шнуром из золоченых нитей.
Зажиточные крестьянки носили шубки – косоклинные гофрированные сарафаны из покупных тканей, штофа и атласа, традиционно малиновые или красные. Их богато украшали по верху и по низу бахромой, кружевом, бархатом, золотым шнуром и позументом. А в Обоянском и Рыльском районах встречались наряды из муарового штофа сиренево-розово-серого оттенка – сизаи.
Еще куряне носили сукню – косоклинный сарафан из сукна. Кроился он так же, как саян и шубка, но имел меньше боковых клиньев. Сукню особо не украшали – это была повседневная одежда для замужних и пожилых женщин. В начале XX века появились прямые сарафаны на лямках. Их шили из нескольких прямых полотнищ ситца или сатина. Чаще всего по будням женщины носили глухие сарафаны из ситца или из пестряди в узкую клетку.