Музей «Белгородской старины»
Народная одежда Белгородской области
Белгородская область образовалась в 1954 году из юго-восточной части Курской и западных районов Воронежской. Традиционно здесь жили переселенцы из Центральной части России и украинцы – еще в XVIII веке часть украинских земель вошла в состав Российской империи. Это все сказалось на традиционных нарядах, которые носили жители края. Особенно разнообразна женская одежда, головные уборы и украшения. Читайте, что предпочитали носить жители разных районов современной Белгородской области по будням и в праздники.
Добротный и удобный народный костюм, который носили на Белгородчине, всегда богато украшали. В одежде сочетались черты общеславянской и южнороссийской культур: клетчатые темные юбки и понёвы, «рогатые» головные уборы, украшения в виде ярких лент, ковровая вышивка и рубахи с поликами – плечевыми вставками.
Крестьянскую одежду на Белгородчине шили свободного прямого покроя, которая не подчеркивала особенностей фигуры. Кроили ее из прямоугольников разной величины, что позволяло шить почти без обрезков. Полотно ткали простого переплетения, лишь иногда – в селах современных Ивнянского и Ракитянского районов – создавали ткань в многоремизной технике с красивыми узорами «белым по белому».
С конца XIX века в регионе использовались материалы фабричного производства: ситец, сатин, а иногда и атлас, шёлк, тафту, кисею. Эти ткани стоили очень дорого, поэтому из них шили стан, то есть верхнюю часть одежды и рукава. Украшали такие наряды лентами, кружевом, бахромой, тесьмой, нитями из шёлка и бархата.
Мужская одежда
Мужской костюм по сравнению с женским был достаточно однообразен: рубаха, шаровары или штаны – их называли портами, портками. В холодное время года носили кафтаны, зипуны и шубы. На ноги надевали лапти или сапоги. Со временем одежда подверглась влиянию городской моды. Так, например, в костюме появились карманы.
Рубаха. В XIX – начале XX века на территории края мужчины носили рубаху, сшитую по типу туники. Ее кроили из полотнища, которое перегибали по утку, поперечной нити на ткани. Носили навыпуск, длина зависела от возраста. Мальчикам и юношам полагались рубахи чуть ниже пояса, а мужчинам постарше – до колен. В украинских селах носили косоворотки и модели с прямым разрезом ворота, их могли заправлять в штаны. В селах Алексеевского района у традиционной рубахи был прямой разрез на груди, сборки у ворота и стоячий воротник. В праздник, по городской моде, надевали рубахи из ситца – эта ткань была популярна у рабочих и ремесленников.
Подпоясывались узким поясом – в будни и праздники они отличались по качеству, форме и способу изготовления. Каждый день носили обычно однотонные и узкие, их завязывали на левом бедре узлом, по праздникам надевали широкие вязаные. Они были ярких, сочных тонов: жёлтого, зелёного, малинового, пурпурного, фиолетового. Кисти украшали бахромой, бисером, каменными цветными пуговицами и тесьмой, вышитой золотистыми или серебристыми нитками. Пояс оборачивали вокруг талии два или три раза раза. Концы с обеих сторон затыкали под него: они свешивались вниз.
Штаны. На территории Белгородской области носили порты и неширокие шаровары, у которых брючины сужались книзу. В украинских селах шили домотканные штаны – такие же как в русских – и шаровары пошире. Их надевали крестьяне-поселенцы, казаки из восточных и центральных районов Украины. В некоторых селах Белгородчины носили просторные штаны на учкуре – широком поясе.
Верхняя одежда
В праздничные дни надевали кафтаны (поддевки) – приталенную одежду до колен, с длинными рукавами, небольшим стоячим или отложным воротником. Их шили из домотканого или фабричного сукна темных оттенков.
По будням крестьяне носили зипуны из серьмяги – грубого сукна, которое не окрашивали и не отбеливали. Обычно оно оставалось серого или бурого цвета. В холодное время года, особенно в дорогу, поверх зипуна надевали армяк из толстого домотканого сукна.
Также тёплую одежду изготавливали из дублёной овчины. Простые люди носили «нагольные» – кожей наружу – кожуха, а крестьяне побогаче покрывали их сверху нарядной тканью. Позже долгополые кожухи стали называть тулупами или шубами, а короткие – полушубками. Шубы шили обычно белого, чёрного или красно-коричневого цвета. У них были отрезные спинки, присборенные и слегка расширенные юбки, невысокие стоячие воротники и прорезные карманы, отделанные мехом.
Головные уборы
В народе был популярен колпак с отогнутыми полями, которые плотно прилегали к тулье. Его называли по-разному: шлык, валенка, ермолка.
В XIX веке и в начале XX века крестьяне надевали летом шляпу брыль с полями из войлока и соломы. Потом ее сменили картуз и кепка. А вот зимние шапки были самой разной формы: низкие круглые, высокие цилиндрические или суженные кверху. Их шили из сукна или плиса – ткани, похожей на бархат, – с околышем из меха. Типично украинской считалась высокая барашковая шапка, которую называли кучма. Популярны были шапки с удлиненными наушниками и лопастью, которая прикрывала сзади шею. Такие называли треух, малахай, капелюха. Затем их заменила шапка-ушанка.
Женская одежда
Женская одежда в отличии от мужской на территории Белгородчины была очень разнообразной. Общим элементом была рубаха, которая состояла из двух частей: нижнюю называли подстава или подол, а верхнюю – стан или манишка. В праздничном костюме их обычно не сшивали. Стан выполнял роль кофты, а подстава надевалась под нижнюю юбку.
Зимой носили шубы, зипуны, халаты и холодайки. Повседневной обувью были лапти. По праздникам женщины носили черевики, или «коты» – башмаки на невысоком каблуке, – а также сапоги или высокие ботиночки. Обязательным элементом костюма был головной убор – сорока, кокошник или платок.
По разнообразию народных костюмов краеведы и этнографы делят Белгородскую область на три региона.